socionews (socionews) wrote in niisocioniki,
socionews
socionews
niisocioniki

Categories:

Лень — двигатель прогресса? Лень лени — рознь!

На написание этой заметки меня натолкнула статья Натальи Лушниковой с рекомендациями монетарной мотивации школьников к учебе: «Мотивация учебной деятельности»:

Я согласен с автором статьи: «Лень – в большинстве случаев – это отсутствие мотивации».

Далее автор утверждает:

«Спросите ребенка для чего нужно учиться, и он ответит хорошо выученными фразами: чтобы "быть умным", поступить в институт, получить в будущем хорошую работу и, конечно, достойную зарплату.
… А учебная деятельность – это труд, ежедневный кропотливый и довольно тяжелый. … Много работы и мало положительного стимула повергают ученика в ту самую лень.
Если учеба это работа, то где же тогда зарплата?
… Многолетние наблюдения показали, что если ребенок за каждую положительную (за неделю или в четверти) оценку получает денежное вознаграждение, то
• становится более ответственным и дисциплинированным,
• становится уверенным в своих силах
• и считает себя более взрослым по сравнению со своими сверстниками»
Прочитав статью, я отчетливо увидел родителей этого ребенка, которые ничего кроме перспективы каторжного труда не могут ему предложить. Ведь именно для них работа – это каторжный труд, цель которого - обеспечить себе достойное существование (достойную жизнь), а чаще просто выживание.

Но есть и другое мнение и другой взгляд на значении работы в жизни:

«Если человек занимается своим любимым делом, ему никогда не придется работать»
Это кто-то также называет ленью (Как же так, а где преодоление? Где тернии, без которых нет пути к звездам?)

Да это тоже лень, но вполне достойная. Против нее, на мой взгляд, не стоит так уж бороться. Она "двигатель прогресса», потому что мотивирует к тому, чтобы организовывать наши действия так, чтобы они становились:
• более успешными
• более эффективными и быстрыми
• более комфортными
• и менее трудозатратными
«Лень лени — рознь!»

Наша психика по большому счету делает 3 вещи:
• воспринимает окружающий мир
• перерабатывает полученную информацию
• руководит нашими действиями.
И поэтому мне видятся три вида лени:
• лень воспринимать мир со всеми его реалиями
• лень думать
• лень действовать.
Если нам лень делать первое и второе: воспринимать и думать, нам приходится преодолевать лень деятельности и «горбатиться на каторжной работе»(кушать то хочется).

Если с детства нам помогли люди, с которыми мы общались, если мы сами смогли «подружиться с головой», и нам
• не лень воспринимать мир со всеми его реалиями
• не лень думать
то мы не просто находим себе достойное занятие и испытываем радость творчества в нашей деятельности, но работа становится частью нашей достойной жизни, а не платой за нее, смыслом существования, а не источником дохода для него.
Tags: мотивация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments