socionews (socionews) wrote in niisocioniki,
socionews
socionews
niisocioniki

Categories:

УРОКИ АНГЛИЙСКОГО: ТИМ УЧЕНИКА



В последнее время возросла популярность репетиторов. Все чаще родители обращаются к наставникам за помощью в обучении. У репетитора большая свобода по сравнению с учителями школы в выборе методик, средств обучения. Как правило, занятия проходят индивидуально, а значит, есть возможность полностью адаптировать программу под конкретного ученика.

Перед репетитором встает задача наиболее эффективно передать информацию по предмету. Отличным инструментом для этого является соционика, которая изучает типы информационного метаболизма (ТИМы). В своей практике репетиторства по английскому языку я применяю соционические знания:

1. Зная свой ТИМ, я понимаю свои сильные и слабые стороны, как человека, так и педагога, осознаю, в каком стиле подавать материал, чтобы «играть на своем поле».
2. Определив ТИМ ученика или хотя бы малые группы, я могу осознанно подстроить темп изложения материала, сделав обучение действительно индивидуальным. Обратить большее внимание на возможные сложности, а то, что дается легче – пройти быстрее.
3. Зная оба ТИМа, возможно – с помощью модели А – подробно рассмотреть интертипные отношения, избегая или наоборот используя слова определенных аспектов.

После глубокого анализа своей личности во время обучения в НИИ Соционики, мне удалось понять, что мой ТИМ – Дон Кихот (ИЛЭ). Чтобы прийти к этому выводу мне потребовалось изучить и приложить на себя базис Юнга, признаки Рейнина и малые группы и позже проверить версию с помощью модели А.

Чтобы определить ТИМ учеников, я использую несколько методов:
1. Наблюдение и отмечание признаков во время занятий. Для начала я взяла несколько признаков Аугустинавичюте-Рейнина: статика – динамика, процесс – результат, малые группы: стимулы к деятельности. Потом обращала внимание на базис Юнга, особенно на интроверсию – экстраверсию, интуицию – сенсорику.
2. Просила представить и рассказать на английском языке про волшебное королевство (проективная методика НИИ Соционики).
3. Просила нарисовать мир и себя в нем.
4. При необходимости давала задание написать сказку, как волшебное существо изучает английский язык (проективная методика НИИ Соционики).

В зависимости от уровня владения языком, я давала разные задания. Если у учеников уровень владения языком pre-intermediate и выше, то им предлагалось ответить на определенные вопросы, которые были последовательно вплетены в каждодневные темы. Вопросы валидные, из опорных конспектов НИИ Соционики. Я перевела их на английский. Последовательность вопросов опирается на Puzzle-технологию диагностики, принятую в НИИ.

На мой взгляд, лучше начать с темы «Your school life», тем самым определив логику-этику.
What’s your favourite subjects? What’s the most interesting in them? Do you like the subject because of the teacher or because of the information/ science?
Have you got friends? Tell me about them.

Здесь же можно отметить, как ученику легче изучать язык: через общение или грамматику. Затем следует заметить, что дается легче: устная речь или письменная. Если письменная, то ставим галочку за интроверсию, если устная, то за экстраверсию.

При изучении темы «Plans for the next weekend» можно расспросить про то, как ученик отдыхает.
What do you prefer: to rest alone or to rest with a group of your friends?
How do you sustain loneliness? Is it easy or difficult to be alone for you? How long?
Can you be fed up with people?

В темах «Your best friend», «Pocket money» разговор можно перевести, дает ли ученик приятелям почитать книги, попользоваться карандашами, ручками или какие-то другие свои вещи. Здесь мы можем определить признак Аугустинавичюте-Рейнина уступчивые-упрямые.
Can you give anyone your favourite book to read?
Can you give a nice pen to a person from your school? (You know that he/she studies at your school but you aren’t sure about his/her class/form.) If he/she hadn’t returned it before? If he/she had returned it but the thing was broken?

Если все галочки совпали, то мы определили малую группу СТИЛИ ОБЩЕНИЯ, которая строится на этих 3-х признаках. Можно проверить себя, обратив внимание, как строит общение ученик, что преобладает: информация или эмоции, предложения «дела поделать» или слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (в английском это могут быть: dear, little, nice, lovely). Или построить свою речь, используя все «Стили общения» и посмотреть, на что ребенок сильнее отзывается.

Определив «Стиль общения» педагог может добавить в свою речь слова из стиля ученика, тем самым улучшив коммуникацию.

Затем следует определить признак сенсорика-интуиция.
При изучении темы «Покупки, одежда» или после просмотра учебного сериала «Extra», episode 3 можно уточнить, как ученик выбирает одежду? помогает ли кто ему? На что обращает внимание?
How do you do shopping? How do you buy clothes? What’s the most important thing in buying clothes?
При прохождении темы «Cinema», после просмотра фильма или мультика на языке («Cinderella», «Alice in Wonderland» etc…), можно обсудить, любит ли мечтать, фантазировать?
Do you like to dream, imagine? What’s more interesting for you: present or future?

В тему «Кино, книги, сказки» можно задать серию вопросов про волшебное королевство, тем самым проверив ранее определенные признаки и отметить новые.
Imagine that you are a queen/ king in a wonderful kingdom. What would you do?
Wow, your kingdom is plentiful/ blooming/ rich/ well-organized but suddenly your enemy is standing at the gate. What are you going to do?
Well-done! The enemy is far away but there is a problem: famine. People die of starvation. What should you do?

Затем можно определить признак беспечные-предусмотрительные. Лучше всего это сделать при обсуждении темы «Your favorite holiday». Попросить вспомнить недавнюю/любимую поездку, летние каникулы или наоборот, обсудить поездку, которая вот-вот предстоит, уточнить, как ребенок собирался.
Remember your summer trip. How did you pack your luggage? Did you make a list of things? Did you forget anything?

Сопоставив все ответы (лучше их записывать хотя бы на аудио, чтобы была возможность вернуться и ещё раз прослушать), можно выйти на СТИМУЛЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, еще одной малой группе.

Если все признаки и малая группа сошлись, то значит мы на верном пути, если нет, то можно задать дополнительные вопросы, попросить написать сочинение, нарисовать рисунок, провести конкурс или просто добавить свои наблюдения.

На осенних каникулах я решила провести небольшой конкурс среди детей: нужно было в специальной программе печатать английские слова определенным образом, свои успехи записывать в тетрадь. Достаточно скучное занятие, но отличное для развития внимательности и грамотности. Конечно же детей ждала награда. Чтобы замотивировать всех, я попыталась учесть все стимулы к деятельности. Награда состояла из духа состязаний (одна девочка делала все, лишь бы быть первой), плюс это задание было уникальным, почти никто его не делал раньше, сама программа была новой (стимул «Уникальность»), лучшим в разных номинациях выдавали грамоты (стимул «Престиж») и большую шоколадку (стимул «Благосостояние»).
Определение стимульной группы ребенка позволяет эффективно включить его в работу.

При обсуждении темы «The kind of career you are interested in», «Your future career» и зная выше приведенные признаки, можно помочь ребенку определиться с будущей профессией, подсказать, что дается легче, а что сложнее. Чтобы это сделать, нужно определить ещё одну малую группу КЛУБЫ (ориентации на вид деятельности). Для этого достаточно сопоставить уже определенные признаки (логика-этика, интуиция-сенсорика).

Теперь чтобы выйти на тип, достаточно определить ещё одну малую группу СТИЛИ ЖИЗНИ и признаки, входящие в нее.

При обсуждении темы «Your daily routine» можно задать вопросы, касающиеся планирования дня, чтобы определить признак рациональность – иррациональность.
Do you plan the next day?/ the week-end?
Do you try to follow your day-plan or to get possibilities of the day?
Do you feel guilty if have failed to do planned action.
Are you multi-action person? Do you do several things at the same time?

Признак эмотивизм-конструктивизм лучше всего наблюдать в новой обстановке или при выполнении нового задания. Саму же малую группу «Стили жизни» можно также диагностировать по характерным жестам.

Если все признаки сошлись, то паззл (тип) сложился!

В течение года, обсуждая разные темы на языке, невзначай я задавала одной из своих учениц Юле (8 класс) определенные вопросы, делала пометки, при затруднении ответа – переформулировала вопросы. В конце года, собрав все пометки и свои наблюдения, у меня сложился тип Дон Кихот (ИЛЭ). На последних занятиях мы как раз обсуждали тему будущей профессии, и информация о ТИМе была очень кстати. Я распечатала описание типа по аспектам и передала самой Юле и ее маме. Уверена, полученная информация поможет девочке определиться с выбором своей карьеры, а значит и выпускных экзаменов.

В итоге, вплетая соционические вопросы в ход урока и обсуждение тем, написание сочинений (сказок) вполне возможно провести бережную, не травмирующую психику подростка, диагностику соционического типа.

полный текст статьи читайте на сайте

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments